С развитием информационных технологий многие налогоплательщики предпочитают обходиться без визитов в налоговую с бумажными декларациями и сдавать их электронно. Кроме того, во многих случаях декларироваться в электронном виде нужно по закону.
Если вы собрались сдавать отчетность по ТКС, у вас есть 2 варианта:
- заключить договор с оператором ЭДО;
- отправить отчетность самостоятельно с помощью телекоммуникационных ресурсов контролирующего органа, куда вы отчитываетесь.
Какой вариант предпочтительнее на текущий момент? Рассмотрим их более подробно:
- Оператор ЭДО:
- Снабжает налогоплательщика всем необходимым для сдачи электронной отчетности — ЭЦП, сертификатом криптозащиты информации (СКЗИ), системой для подготовки и проверки деклараций и отчетов.
- Система оператора ЭДО позволяет подготовить отчет, проверить его и направить в принимающий орган. При этом фиксируется время отправки отчета.
- Доставку отчета от ПК налогоплательщика до ФНС, ПФР, ФСС полностью обеспечивает оператор ЭДО. Он же отвечает за обратную реакцию, например: своевременную доставку требования о разъяснениях, информацию о том, что отчет принят и т. п.
- Услуги оператора ЭДО платные. Часто это воспринимается налогоплательщиками как негативный момент. При этом принято считать, что сдача отчетов напрямую по ТКС контролирующего органа бесплатна. Разберемся, так ли это.
- При отправке отчетов через шлюз контролирующего органа:
- Вам понадобится тот же набор средств, что и для сдачи через оператора ЭДО — ЭЦП, СКЗИ, программа для формирования отчетов в нужном формате. И если бесплатные программы для подготовки отчетности еще можно найти, то изготовление электронных подписей и средств шифрования и защиты может быть только платным. Причем цена не сильно отличается от той, что была бы уплачена оператору ЭДО.
- Вы сами отвечаете за своевременность подачи отчета и за то, чтобы он попал к принимающему органу. Поэтому в случае возникновения каких-либо проблем (например, отчет не «уходит»), вам придется самостоятельно с ними разбираться. Определять, в чем проблема: в сертификатах, в программе подготовки, у самого принимающего шлюза госоргана. У всех составляющих — разные службы техподдержки, которые будут выяснять, к кому же относится проблема и в чьей зоне ответственности находится. А отчет при этом будет у вас оставаться не сданным. И подтвердить, что вы пытались его отправить в срок, но он «не прошел», будет гораздо сложнее, чем в случае, если время отправки зафиксировано в системе ЭДО. Потому что в данном случае время отправки отчета фиксирует напрямую шлюз госоргана, а отчет ваш в него не попал.
Учитывая, что, по сути, оба способа являются платными, а в случае проблем при сдаче отчета напрямую через принимающий шлюз госоргана можно нарваться на существенные штрафы за несвоевременную сдачу отчетов, рекомендуем пока пользоваться услугами операторов ЭДО.
13.07.2018